Может ли цифровое пианино заменить при обучении акустическое?
Уважаемые посетители сайта, вопрос о цифровых пианино бесконечно актуален, и, разумеется, нам есть чем с вами на этот счет поделиться.
В этой статье мы рассмотрим следующие моменты:
- Развитие не стоит на месте
- Разница клавиатур
- Цифровые пианино даже в музыкальных академиях?..
- «На цифровом нельзя научиться? Кто вам это сказал?» (Цитата)
- Цифровые пианино гораздо дешевле настоящих акустических
- Цифровые дешевле, но…
- Цифровые пианино сравнивают со звучанием акустических, и никогда наоборот
- В музыкальных школах стали допускать домашние занятия на цифровых пианино
- Так на чем же вы хотите научиться играть?
- Пару слов о красоте и эстетике
- Вывод
Теперь всё по порядку:
Развитие не стоит на месте
Мир цифровых пианино невероятно продвинулся. Разработчики – это бесконечно талантливые люди, они не перестают удивлять своими достижениями.
Некоторые музыканты, слушая дорогие цифровые фортепиано (не глядя), утверждают, что были уверены, что звучит акустическое.
Отчасти сомнительное утверждение, но объяснимое. Слух далеко не у всех на должном уровне, даже у некоторых музыкантов. А если это еще и рекламный контракт, музыкальный слух может и совсем покинуть «творческую голову».
Всё это касается звука, только это далеко не всё. Поэтому наше «но», все же остается. Обо всем по порядку.
Разница клавиатур
С годами, возможно, мы стали менее категоричны, хотя и основные принципы остались прежними. Настоящее фортепиано – это одно, цифровое – совершенно другое.
Тем не менее многие из нас попробовали сами в течение определенного времени поиграть на цифровых пианино, выбрав за минимальный уровень Roland FR30X и корпусную Yamaha Arius YDP-145. Далеко не самые дорогие инструменты, их стоимость составляет чуть больше тысячи долларов, но и не самые дешёвые.
Ощущения неплохие, стоит признать, и есть множество различных достоинств: лёгкость перемещения, приличный для электронного пианино звук, ещё лучше в наушниках, и, возможно, другие плюсы.
Только нас все эти так называемые «навороты» не интересуют, ведь мы рассматриваем возможности фортепиано, а не компьютерные технологии.
И вот здесь всё равно никуда не деться от однозначного ощущения «лёгкости» клавиатуры по сравнению с акустическим пианино, и тем более – с роялем.
Да, вроде бы в цифровом пианино степень нажатия клавиш такая же, как и в акустическом, но ощущения однозначно разные.
Возможно, но только возможно, эти ощущения возникают из-за того, что клавиша в настоящем фортепиано технически устроена иначе. Мы видим лишь её меньшую часть, а большая уходит вглубь пианино или рояля, что создаёт ощущение своеобразного рычага – удлинённого передаточного механизма. Дальний конец клавиши упирается снизу в механику инструмента. И уже через нее передаёт энергию посредством струн на звукорезонансную деку. Эту энергию создает руками пианист, пальцами, рождая разнообразие красок и богатство звука. Если, конечно, ему есть что создавать.
В цифровом же инструменте такой передаточной системы изначально нет, поэтому и полное ощущение реалистичности настоящей фортепианной клавиатуры отсутствует. Правда, почувствовать это зачастую может только пианист.
И если этот пианист «приложится» басовыми пассажами того же знаменитого 12-го этюда Ф. Шопена, цифровое пианино зазвучит неприлично грубо.
Да, именно так, как бы ни заявляли некоторые продавцы цифровых инструментов, мотивируя тем, дескать, профессионал всегда играет мягко, даже если громко. Поясним этот момент буквально через один абзац.
А если клавишник с более мягкой манерой игры, подходящей именно для цифрового инструмента, станет в привычной для себя манере мягко играть на настоящем пианино или рояле, то должной атаки звука не произойдёт. В результате не будет достигнута ни глубина, ни объёмность звучания. Не будет насыщенности этого самого звучания. Игра останется, как говорят музыканты, поверхностной.
Конечно же, профессиональный пианист на ходу адаптируется и исполнит того же Шопена и там, и здесь на достойном уровне. Но ведь в случае цифрового инструмента речь изначально идет не о профессионалах, а о том, можно ли научиться играть на настоящем фортепиано, используя цифровое? И какие препятствия могут возникнуть в процессе обучения?
И когда некоторые продавцы уверенно заявляют, что да, можно, они либо дилетанты, либо просто лукавят. И это мягко говоря. А по мнению автора статьи, врут без всякого стеснения. Бизнес.
Цифровые пианино даже в музыкальных академиях
В различных рекламных роликах на том же YouTube некоторые специалисты, или так называемые специалисты, представляющие фирмы по продаже электромузыкальных инструментов, уверенно заявляют: дескать, посмотрите, в коридорах некоторых музыкальных академий установлены цифровые пианино с наушниками для занятий студентов. Всё, вывод однозначен – на них могут обучаться даже профессионалы.
Это крайне ошибочное или умышленно ложное утверждение.
Во-первых, в музыкальной академии обучаются уже профессионалы высокого уровня, у которых давно нет необходимости «ставить руки», что является самым важным аспектом для начинающего пианиста. Эти студенты способны сыграть на чём угодно, а в академию они приходят, чтобы развиваться как серьёзные музыканты с прицелом на большую карьеру, возможно, даже мировую.
А во-вторых, и это главное – цель цифровых пианино с наушниками в музыкальной академии совсем иная, чем многие могут подумать.
Приходит студент с мороза, руки замёрзшие, пальцы едва шевелятся, а у него урок по специальности (фортепиано) через десять или двадцать минут. Ему бы хоть как-то разогреть руки, размять, разыграться.
Именно для этой цели и установлены цифровые пианино с наушниками. Ведь если бы там стояли настоящие инструменты, гул от одновременной игры студентов-виртуозов заглушил бы весь центр Москвы.
И вообще, даже в тёплую погоду, чтобы получить максимальную пользу от предстоящего урока, студенту необходимо ещё до начала занятия быть хорошо «разыгранным». Он должен ощущать свои руки и пальцы в отличной форме, а не оправдываться: «Извините, уважаемый профессор, я ещё не разыгрался и пока не могу исполнить произведение Рахманинова на должном уровне, но, уж поверьте мне на слово».
Сложно не согласиться, что для таких целей цифровые пианино в кулуарах музыкальной академии вполне логичны. Тем не менее они никак не предназначены для профессиональной подготовки. Иначе цифровые инструменты стояли бы не только в кулуарах, но и в классах, в аудиториях, где проходит сам процесс обучения. Но там – только настоящие пианино и рояли.
«На цифровом нельзя научиться? Да кто вам это сказал?» (Цитата)
Те же упомянутые продавцы, конечно, не все, а лишь некоторые из них, как правило, это замечательные молодые люди, бравурно произносят фразы вроде: «Что? Вам говорят, что на цифровом пианино нельзя научиться играть? Да кто вам это сказал?!»
Два крайне важных момента:
1/ Конечно, играть вы научитесь – на цифровом. На настоящем вы немного научитесь, что-то сможете изобразить.
2/ Кто это сказал? – Ни много ни мало, это утверждают почти все преподаватели музыкальных школ, училищ, колледжей, академий и консерваторий. Люди с колоссальным преподавательским стажем, выпустившие не одно поколение прекрасных пианистов, в том числе мирового уровня. Почему почти все преподаватели? Поясним уже скоро.
Это утверждают пианисты с мировыми именами: профессора, народные артисты, такие как Юрий Розум (вопрос в середине интервью) и Денис Мацуев (минута и секунда интервью). А также практически все знаменитые музыканты, за исключением тех, у кого есть рекламные контракты с производителями или дилерами цифровых пианино. Правда, такие музыканты уже не столь яркие имена. И их можно понять – реклама хорошо оплачивается, а профессия пианиста такова, что либо ты звезда в узком кругу первых, либо с доходами всегда будет не так, как хотелось бы.
Итак, с вопросом «Да кто это вам сказал?» мы разобрались. И помогли нам в этом действительно уважаемые люди, чей авторитет и достижения не вызывают никаких сомнений.
А вот кто утверждает обратное – тут всё просто: по большому счёту, никто. Всего лишь продавцы, у которых достаточно лёгкий бизнес. Получили коробки, распаковали выставочный образец, нахвалили его – правда это или нет, уже не важно. Можно и музыкальную академию сюда же приплести. И всё – продали, отправили коробку и забыли. Им совершенно не важно, научитесь ли вы или ваш ребёнок играть на настоящем фортепиано или только на цифровом.
Конечно, мы тоже продавцы, разве что почти с тридцатилетним стажем на момент 2024 года, а наш ближайший и единственный партнёр – с пятидесятилетним. И не только в продажах, но и в капитальной реставрации роялей и пианино любой сложности и уровня. (Интервью с директором «Лаанс» Смирновым Б. Д.).
Как раз нам было бы крайне выгодно и довольно просто организовать крупный отдел по продаже цифровых пианино, обеспечив широкий ассортимент. И у нас успешно бы всё продавалось, ведь продаются же дорогостоящие акустические фортепиано. Места нужно мало, по сравнению с громоздкими пианино и роялями. Никаких вам сложных и ответственных доставок специализированной бригадой, ежегодных настроек, регулировок и иного последующего обслуживания. Продали – и забыли.
И мы с коллегами не раз думали об этом, обсуждали, ведь мы тоже из коммерческой сферы. Но, как уже упоминалось, один важный момент не позволяет нам это сделать. На вопрос: «Научится ли ребёнок играть на настоящем фортепиано, используя цифровое?» нам придётся ответить «да». То есть лгать, чтобы продать. Либо говорить правду – и тогда покупатель уйдёт.
Цифровые пианино даже в музыкальных академиях
Часто продавцы цифровых пианино указывают на это как на значительное преимущество, дескать, их инструменты намного дешевле. «Вы только посмотрите, во сколько раз дороже вам обойдётся хороший акустический инструмент, а в случае с роялем – цена ещё намного выше».
Да, это так. Ведь настоящее фортепиано – ценность вне всяких сомнений по мнению абсолютно всех музыкантов, от любителей до мировых звёзд.
Более того, цены на качественные акустические фортепиано никогда не падают. Напротив, только растут. Значит, на них всегда есть спрос, а следовательно, они всегда востребованы.
Таким образом, относительная дешевизна цифровых инструментов – это не преимущество, а их реальная оценка в мире фортепиано. И она не самая высокая.
Цифровые дешевле, но!..
Ещё несколько слов по этому пункту. Настоящее фортепиано, будь то рояль или пианино, – это практически навсегда. Технологии в них кардинально меняются примерно раз в сто лет. Да, именно так. Так же, как и в других музыкальных инструментах. К примеру, придумать совершенно новую скрипку за последний век никому не удалось. Это вряд ли произойдет и в следующем столетии. Ведь скрипка – это уже совершенство.
«Современная» нижнедемпферная система механики пианино была разработана в конце XIX века, и пока ничего лучше не изобретено. Двойная репетиция в механике рояля – та же картина. «Панцирная» чугунная рама – аналогичная ситуация. И всё это – основополагающие принципы конструкции фортепиано. И ничего этого нет в цифровых инструментах.
Цифровое же, в свою очередь, – они как компьютер. Хотя почему как? Проходит буквально несколько лет, и у вас уже устаревшая модель, она снята с производства – возможны проблемы с запчастями, да и технически модель уже отстала.
С настоящим фортепиано всё иначе. Допустим, нужно заменить молоточки на пианино C. Bechstein, которому больше ста лет. Без проблем: фирма C. Bechstein и по сей день производит абсолютно все комплектующие для своих уникальных фортепиано. Причём любых моделей, будь то пианино, купленное вчера, или рояль, приобретённый неким императором сто двадцать лет назад. Кроме того, существуют отдельные производители с мировыми именами, которые занимаются исключительно производством фортепианных комплектующих.
И это вполне логично. Современные технологии стремительно развиваются и совершенствуются, тогда как фундаментальные предметы искусства, такие как рояли, пианино, скрипки, духовые инструменты и так далее, требуют совершенно иного подхода. Современные технологии лишь помогают в производственном процессе при создании таких уникальных предметов культуры и искусства, как акустическое фортепиано.
Цифровые пианино сравнивают со звучанием акустических, но не наоборот
Заметьте, всегда сравнивают звучание электронных пианино именно с настоящим акустическим. И никогда наоборот. Это значит, что эталон всё-таки задан.
Вы никогда не услышите, что какой-то рояль великолепен, потому что его звук похож на звук цифрового инструмента.
Более того, цифровые сравнивают с любым фортепиано, невзирая на марку, качество материалов и сборки, качество звука. Дескать, пусть хоть «Лира» или «Заря», главное, чтобы звук цифрового инструмента был похож на звук любого акустического фортепиано.
Как только у кого-то появляется возможность приобрести отличное пианино или, тем более, рояль, люди сразу же выбирают акустическое фортепиано. Да, где-нибудь в неприметном уголке они могут поставить и приличное цифровое пианино, но только как дополнение. И, заметим, речь идет совсем не о профессиональных музыкантах.
Настоящее фортепиано – это безупречно по эстетике и неповторимо по звучанию!
В музыкальных школах стали допускать домашние занятия на цифровых пианино
О, это ещё один довод, который используют некоторые продавцы. Но, как и в случае с цифровыми пианино в кулуарах музыкальной академии, истина лежит также на поверхности.
Допускают вовсе не потому, что цифровой инструмент подходит для обучения на настоящем фортепиано, а всего лишь от определенной безысходности. Ведь вы можете просто отказаться, не желая тащить большое и тяжёлое пианино домой. А преподавателю, в свою очередь, нужна нагрузка – рабочие часы, ставка или полторы, чтобы хоть что-то заработать. Вот и причина, по которой некоторые преподаватели вынуждены соглашаться: «Играйте хоть на клавиатуре, нарисованной на бумаге, только посещайте нашу музыкальную школу!»
Так на чём же вы хотите научиться играть?
Никуда не деться от простой аксиомы, которая не нуждается ни в каких доказательствах.
На чём вы хотите научиться играть, именно на том и нужно заниматься!
Согласитесь, такой подход применим в любом деле или обучении.
И не стоит забывать: пианист, даже после музыкальной школы, всегда легко сыграет на цифровом инструменте. А вот клавишник на акустическом пианино или рояле чувствует себя едва ли уверенно. А точнее, совсем неуверенно.
Недаром же говорят: это – настоящее фортепиано, а это – цифровое, которое очень похоже. Всего лишь похоже, но не более.
И в этом нет иронии. Так же, как её нет в случае, например, электро-скрипки и настоящей скрипки, картины на холсте, созданной рукой художника, или эффектной картинки, выполненной талантливым дизайнером на компьютере. Живого голоса вокалиста или хора, наконец. Или, может быть, мы и здесь подберём что-то электронное?
Игры с «заменителями» могут сыграть злую шутку и серьёзно разочаровать результатами.
Пару слов о красоте и эстетике
Да, этот момент не совсем относится к теме этой статьи, но не упомянуть его мы не смогли.
Фортепиано – это предмет искусства. И ещё какой! А значит, внешняя эстетика играет далеко не последнюю роль. Возможно, не для всех – кому-то важен только звук, но о нём мы уже сказали достаточно. А вот с позиции сугубо эстетической, конечно же, фортепиано – это удивительное произведение искусства. Его изящество не знает границ.
Рояль или пианино может быть старинным или выполненным в старинном стиле, с подсвечниками и клавишами из настоящей слоновой кости, изготовленными ещё в те далёкие времена. Корпус пианино или рояля уникально декорирован.
Или же, наоборот, инструмент может быть выполнен в современном и строгом стиле, а может даже в стиле модерн или полном минимализме. Например, белое фортепиано – строгое и ничего лишнего, только глубина цвета и красота, и, конечно, марка.
В общем, на любой вкус. Причём при желании одно и то же фортепиано можно изменить по цвету и декорированию. Да, это непросто и довольно дорого, но возможно. И после этого у вас останется ваш любимый инструмент, но внешне его будет не узнать.
К сожалению, практически ничего этого нет у цифровых пианино. Поле для внешнего творчества там невелико.
Вывод
Так какой же вывод можно сделать? Возможно ли обучаться на цифровом пианино?
Да, возможно. Но! Только если вы точно знаете, что вас всегда будет устраивать именно цифровое пианино как таковое. Что вы хотите научиться играть именно на цифровом инструменте и что эта увлекательная вещь вам всегда подойдёт. Среди эстрадных музыкантов много тех, кто всю жизнь играет на цифровых пианино.
Однако стоит отметить, что если артист эстрады владеет настоящим фортепиано, то при каждом удобном случае на сцене он старается выступить на «живом» рояле.
Поэтому, если вы всё же хотите научиться играть на фортепиано, будь то рояль или пианино, то на нём и нужно заниматься. Когда неправильный навык основательно закрепится, исправить его станет гораздо сложнее, чем изначально освоить правильные навыки звукоизвлечения.
. . .
Напоследок небольшое сравнение для хорошего настроения:
Если вы вдруг захотели научиться управлять самолётом, вряд ли для обучения вас устроит вертолёт. Хотя и то, и другое летает.
. . .
Авторы статьи: Алексей Павлов и Борис Смирнов. Москва, 2024 год.